- Этап первый: подготовительный. Выбираем условия эксплуатации погрузчика.
- Этап второй: определяем тип двигателя.
- Этап третий: мачта для погрузчика.
- Этап четвертый: грузоподъемность погрузчика.
- Этап пятый: габариты погрузчика.
- Этап шестой: шины для погрузчика.
Еще лет 7-10 назад чтобы купить вилочный погрузчик, нужно было сильно постараться. Выбор спецтехники на рынке был ограничен, в основном, продукцией болгарских производителей, парой-тройкой японских фирм, имеющих тесные связи с нашей страной еще со времен СССР и продукцией отечественных заводов, только-только выкарабкивающихся из руин. Сегодня ситуация изменилась коренным образом. Практически каждый крупный мировой производитель спецтехники имеет своего официального представителя в нашей стране. Отечественная промышленность, взяв на вооружение зарубежный опыт и технологии, активно развивается. Не отстает и Китай, активно, если не сказать агрессивно, продвигая свои, пока еще малоизвестные бренды. А в последние годы набирает обороты рынок вторичной техники, бывшей в употреблении.
Спецтехники настолько много и она настолько разнообразна, что, порой, даже не ясно, почему те или иные модели при видимом сходстве различаются в цене.
В таких условиях основной задачей покупателя становиться не поиск техники вообще, а выбор именно той модели погрузчика, которая бы работала с максимальной эффективностью. К сожалению, не каждый продавец погрузчиков может (или хочет) разъяснить неопытному покупателю все нюансы, предостеречь его от возможных проблем и последствий. Ведь его задача продать! А задача покупателя купить именно ту модель, которая ему
необходима, не затратив при этом лишних денег, но и не получив за собственные деньги дополнительной головной боли.
Именно в этом призван помочь наш сайт. Если Вам предстоит покупка погрузчика, внимательно ознакомьтесь с нашими советами. Внимательно изучите их, и Вы сможете избежать большого количества ошибок, которые так часто допускают неопытные покупатели спецтехники.
Прежде всего, необходимо понять, что погрузчик – техника, которая подбирается с учетом требований конкретного производства. Машина, с успехом работающая на соседнем складе, может оказаться совершенно бесполезной на Вашем. Поэтому, прежде чем выкладывать солидную сумму денег на ее покупку, необходимо четко знать, какая именно техника Вам нужна. И только потом обзванивать продавцов и собирать информацию о предложениях.
Большую часть нижеследующих вопросов Вам в любом случае зададут продавцы спецтехники. Лучше, чтобы ответы на них были готовы заранее. В какой-то мере это позволит Вам оценить профессионализм самого продавца, а представителю фирмы даст понять, что Вы имеете некоторый опыт в покупке и эксплуатации спецтехники.
Этап первый: подготовительный. Выбираем условия эксплуатации погрузчика.
Итак, перво-наперво, нужно решить, для каких целей Вам необходима техника, и в каких условиях она будет работать. От этого зависит… да, собственно, всё зависит именно от этого.
- Внимательно осмотрите складские помещения и весь предполагаемый маршрут проезда погрузчика.
- Если предполагается работа не только в крытом помещении, но и на улице, обязательно учтите климатические особенности местности.
- Оцените уровень вентиляции складских помещений.
- Замерьте ширину проездов и предполагаемых мест разворота, высоту дверных проемов, уклон пола.
- Особое внимание обратите на качество напольного покрытия.
- Уточните, не требует ли работа на Вашем складе каких-либо особых условий (специального температурного режима, стерильности, высокой пожарной безопасности и т.п.)
Как Вы убедитесь дальше, каждый из этих пунктов существенно влияет на выбор того или иного параметра будущей машины и пренебрежение хотя бы одним из них приведет к печальному результату – напрасно потраченным деньгам. От этих показателей зависит выбор типа двигателя и модели погрузчика, его габаритов, а так же, в некоторой степени, тип шин.
Основным предназначением погрузчика, конечно же, является подъем и перемещение груза. Поэтому следующим этапом предварительной подготовки будет адекватная оценка будущего груза и всех манипуляций, которые необходимо с ним проводить.
- Определите габариты будущего груза. Будет ли он упакован в стандартную палету?
- Предполагаемый вес груза. Это – крайне важный момент. Исходя из данных о весе, подбирается один из основных параметров погрузчика – грузоподъемность.
- Желаемая высота подъема. И (внимание!) вес груза, который необходимо поднимать на максимальную высоту. По этому параметру определяется высота мачты погрузчика, а так же показатель остаточной грузоподъемности. Зачастую, неопытный покупатель уверен, что грузоподъемность погрузчика одинакова на любой высоте подъема, а это абсолютно не верно.
- Есть ли необходимость работы в фурах, вагонах, контейнерах и помещениях с ограниченной высотой? Сведения необходимы для определения типа мачты.
- Уточните, потребуется ли перемещение груза горизонтально или четкое его позиционирование при складировании. Если да, то возможно придется оборудовать погрузчик дополнительной опцией бокового смещения (side-shift).
- В случае необходимости работы с негабаритным или непалетированным грузом обязательно уточните все параметры этого груза (вес, диаметр, габариты). Это поможет максимально точно подобрать дополнительное навесное оборудование.
После того, как все предварительные параметры уточнены, можно приступать к выбору погрузчика.
Этап второй: определяем тип двигателя.
Собственно, большого выбора у покупателя погрузчика в этом вопросе нет. Выбирать придется между двигателем внутреннего сгорания и электрическим двигателем.
ДВС – самый распространенный тип двигателя современных погрузчиков. Именно такие погрузчики работают на большинстве предприятий, в больших складах или на открытых территориях.
Каждый мало-мальски разбирающийся в технике автолюбитель имеет свое личное, неоспоримое мнение о преимуществах того или иного типа двигателя внутреннего сгорания. Когда дело касается покупки личного транспорта, решение этого вопроса остается только за будущим хозяином автомобиля. Но если вы приобретаете вилочный погрузчик или другую спецтехнику, к выбору типа двигателя необходимо подходить более тщательно, учитывая целый ряд факторов, на первый взгляд не очень значительных.
В ситуации, когда покупатель принял твердое решение приобрести машину с ДВС, а не с электродвигателем, ему обычно предлагается на выбор два варианта: купить дизельный вилочный погрузчик, или бензиновый погрузчик, с установленным на нем оборудованием LPG (газ/бензин). Сразу отметим, что погрузчики с чисто газовым двигателем в нашей стране не очень популярны, что вполне логично объясняется сложностью их эксплуатации на открытом пространстве в зимний период. Уже при -5°С запуск газового двигателя может преподнести владельцу целый ряд сюрпризов. Наилучшим выходом в этом случае будет запуск и прогрев от бензина, а затем переключение на газ.
До недавнего времени условно считалось, что дизельный двигатель экономичней бензинового. Но фантастические скачки цен на топливо практически уравняли эти показатели. Хороший бензин и дизтопливо стоят примерно одинаково. Стоимость газа гораздо ниже, но периодически возникает проблема с заправкой, не на каждой заправочной станции можно наполнить баллон пропан-бутаном. Зачастую, приходиться для этого далеко ездить или покупать запасной баллон, чтобы погрузчик не простаивал во время заправки.
Расхождение по все остальные показателям у современных вилочных погрузчиков с ДВС отлично выражается словом «чуть».
Газовый чуть более экологичен и удобен для применения в закрытых помещениях. Новые модели дизельных даже при отсутствии специального катализатора выхлопа, чуть больше загрязняют воздух в закрытом невентилируемом помещении. Но разница практически не заметна «невооруженным глазом». Еще раз подчеркнем, что речь идет о моделях, старше 2003 года.
Этап третий: мачта для погрузчика.
Выбор мачты погрузчика, конечно же, зависит от предполагаемых условий работы и желаемой высоты подъема груза.
Помните, еще в самом начале мы рекомендовали Вам уточнить желаемую высоту подъема, необходимость работы в низких помещениях и измерить высоту дверных проемов. Самое время воспользоваться этими данными.
Прежде всего, следует сказать, что мачты делятся на стандартные, нестандартные и … скажем так, очень нестандартные.
Стандартной мачтой для погрузчика практически все производители считают обычную двухсекционную (дуплексную) мачту, общей высотой 3-3,3 метра. Подъем груза при помощи стандартной мачты выглядит следующим образом: каретка, закрепленная на мачте, приподнимает груз совсем немножко (до 155 мм), после этого сразу приходит в движение вторая часть мачты. Т.е. сама каретка с закрепленными на ней вилами остается неподвижной – движется секция мачты. Если такой принцип работы Вам подходит – прекрасно, лишних денег Вам тратить не придется. Если же производственная необходимость требует работы в помещении с ограниченной высотой (вагоне или контейнере), то в этом случае требуется мачта с дополнительным цилиндром, обеспечивающим, так называемый полный свободный ход каретки. Для того чтобы снять паллету из-под потолка вагона, каретка должна двигаться по первой секции мачты без выдвижения второй секции. Свободным ходом можно оборудовать любую мачту любой высоты. Такие погрузчики обычно называют «вагонниками». Стоимость «вагонника» обычно превышает стоимость стандартной модели на 7-10% .
Свободным ходом можно оборудовать любую двухсекционную мачту.
Если же стандартная высота подъема Вас не устраивает, тогда придется приобрести погрузчик с трехсекционной (триплексной) мачтой. Высота подъема такой мачты может достигать 6 метров. Обычно производители предлагают следующие варианты высоты подъема: 4 - 4,5 - 4,7 – 5 - 5,5 и 7 метров. Сразу следует сказать, что продавцы обычно не держат на складе всю модельную линейку мачт. Скорее всего, Вам предложат один вариант в диапазоне 4-7 метров. Если есть выбор, рекомендуем выбирать более высокую мачту, разница в цене будет не слишком значительной. Трехсекционная мачта будет в любом случае оборудована полным свободным ходом каретки, и ее стоимость будет составлять примерно 10-15% от базовой стоимости погрузчика.
Этап четвертый: грузоподъемность погрузчика.
Основным этапом подготовки к покупке погрузчика является определение его грузоподъемности. Именно от этого параметра зависит формирование базовой стоимости машины.
Для того чтобы выяснить, какая именно грузоподъемность будет оптимальной для Вашего предприятия, рекомендуем вернуться к данным специфике груза, которые мы рассматривали в первой статье. В данной ситуации нас будут интересовать следующие характеристики: вес груза, стандартность его габаритов и максимальный вес, который необходимо поднимать на максимальную высоту.
Номинальная грузоподъемность погрузочной техники, которую указывают все производители, рассчитывается, исходя из центра тяжести погрузчика 500-600 мм.
Это параметр стандартной европалеты, а точнее, расстояние от центра тяжести палеты до каретки вил. Услышав от продавца: «Грузоподъемность составляет 3 тонны», покупатель должен очень четко представлять себе, что эти 3 тонны должны иметь стандартные габариты упаковки.
Что произойдет с машиной, если нарушить это правило? Все очень просто – в действие вступят законы физики, известные нам со школьных времен. При изменении центра тяжести груза изменится грузоподъемность машины. И чем больше будет смещен центр тяжести, тем меньший груз будет в состоянии поднять погрузчик. С учетом того, что противовес машины находится сзади, погрузчик будет зарываться носом в землю даже при относительно небольшой высоте подъема. А если вес и удастся поднять (на пределе нагрузки на все рабочие узлы), то машина гарантировано завалится в сторону, и тут уж порчи груза не избежать. Если Ваш груз нестандартен – обязательно предупредите об этом продавца! В противном случае Вы впустую потратите деньги, а техника не будет выполнять необходимых функций.
Следующий не менее важный момент, который необходимо выяснить с продавцом – максимальная грузоподъемность на максимально желаемой высоте. Не следует думать, что трехтонная машина поднимает 3 тонны на любую высоту. Конечно же, это не так. Большинство современных моделей соблюдают номинальную грузоподъемность примерно до 4 метров. Далее, благодаря тем же законам физики, грузоподъемность уменьшается пропорционально высоте подъема и центру тяжести груза. И на высоту 4,7 метров тот же трехтонник способен поднять только 2400 кг (при центре тяжести 500 мм) или 2100 - 2200 (при ц.т. 600 мм). Еще выше и вовсе до 700 -1000 кг. Причем у различных производителей эти параметры будут отличаться, но не принципиально. Поэтому обязательно учтите этот факт и поинтересуйтесь у продавца остаточной грузоподъемностью погрузчика на требуемой Вам высоте.
Этап пятый: габариты погрузчика.
Страшный сон покупателя погрузчика: машина куплена, отлично работает на территории, поднимает паллету, въезжает в склад и… упс!... застревает в межстеллажном пространстве. Не удивляйтесь, это вполне реальная ситуация, и встречается она не так уж редко.
То ли, следуя пожеланиям владельца складов, проектировщики свели к минимуму «бесполезную» площадь проездов, планируя использовать на складе специализированную узкопроходную технику (ричтраки). То ли перед заказом погрузчика, будущий покупатель просто забыл измерить ширину проездов на своем складе.
Но чаще всего это происходит по другой причине.
Менеджер продавца, неопытный проектировщик или сам покупатель перепутали два показателя - радиус поворота (Wa) и проезд при складировании с поворотом (Ast).
Конечно, если проезды между стеллажами на складе больше 4 метров – эта проблема не затронет Вас никоим образом. Но, принимая во внимание стоимость земли, современные склады проектируются с учетом максимально эффективного ее использования. Поэтому межстеллажное расстояние в 3-4 метра – критический показатель.
Посмотрим, что получается на практике, на примере стандартного 2,5 тонного погрузчика.
Получив от продавца характеристики желаемого погрузчика, покупатель видит графу «радиус поворота» и ее значение 2240 мм. «Отлично,- думает покупатель – у меня ширина проезда 2700, погрузчик гарантированно развернется между стеллажами».
И забывает уточнить у продавца, а что же, собственно, за параметр «радиус поворота».
Радиус поворота (Wa) подразумевает поворот погрузчика вокруг своей оси без вил! Иногда его называют «гаражный разворот». Естественно, что использовать этот габарит при расчете ширины проездов недопустимо. Для того чтобы понять, способна ли машина, нагруженная стандартной паллетой не только проехаться вперед-назад между стеллажами, но и повернуться там на 90°, для того, чтобы обработать груз, необходимо знать значение Ast.
Каждый уважающий себя производитель в технических характеристиках приводит 2 значения Ast - для паллеты 1000х1200мм и 800х1000 мм.
Для того же 2,5 тонника, Wa которого равен 2240, Ast (для паллеты 1000х1200) будет 3775 мм. Разница между этими двумя показателями весьма существенна.
Естественно, что значение Ast напрямую зависит от ширины и, главное, длины самого погрузчика и его вил. Современные машины выгодно отличаются от своих предшественников 10-15-летнего возраста именно своими габаритами. Все производители прилагают максимальные усилия для того, чтобы решить проблему ширины проезда. Ведь каждый владелец склада хочет использовать даже минимальный клочок своей земли. Но технические новинки, как правило, требуют дополнительных вложений. Нестандартный погрузчик обойдется Вам дороже (а, порой, и существенно дороже).
Этап шестой: шины для погрузчика.
При покупке погрузчика, придирчиво выбирая тип двигателя, страну происхождения, расход топлива, многие покупатели часто забывают поинтересоваться, а во что, собственно, будет «обута» их техника.
Будет ли возможность быстро сменить пришедшую в негодность шину? Ведь нет ничего обидней, когда абсолютно исправный погрузчик не может работать из-за такого пустяка, как внезапно лопнувшая камера.
Сразу успокоим потенциальных покупателей. Если техника у Вас стандартная, то, скорей всего, сменную шину Вы сможете подобрать быстро, максимум за 2-3 дня. В самых критических случаях (старая или нестандартная спецтехника) можно воспользоваться восстановленной резиной. Но это рекомендуется только в том случае, когда достать подходящий размер действительно невозможно.
Шины погрузчиков при своих относительно небольших размерах, подвергаются весьма существенным механическим и термическим нагрузкам, и от правильного их подбора зависит не только расход топлива и проходимость машины. Камера, лопнувшая в неудачный момент, может способствовать тому, что погрузчик потеряет устойчивость и перевернется вместе с поднятым грузом. И тогда уж не избежать не только ремонта, но и существенных материальных потерь.
Какие шины лучше необходимы именно Вашему погрузчику? В чем плюсы и минусы использования определенного типа шин? Давайте разбираться в этом. Для начала нелишним будет вновь вспомнить об условиях эксплуатации погрузчика и специфике работы предприятия. Выбор шин напрямую зависит именно от этих факторов.
В основном, для погрузчиков и прочей не слишком крупной спецтехники используют два типа шин – пневматические и цельнолитые. Есть, правда, еще и бандажные шины, но их уже давно не используют для обычной техники – слишком дорого и неэффективно.
Пневматические шины (камерные и бескамерные) – самый распространенный тип «обуви» для погрузчика. Пневматику используют для работы на относительно качественных дорожных покрытиях. Обязательным условием является отсутствие металлической стружки, стекол, гвоздей (т.е. всего, что может повредить шину).
Скорее всего, Ваш новенький погрузчик будет как раз с диагональными пневматическими шинами. У большинства производителей именно они входят в стандартную комплектацию.
Но и в этом случае, возможен выбор, обусловленный особенностями эксплуатации. Диагональная покрышка толще в торце, а, следовательно, более устойчива к различным механическим воздействиям, она не повредиться от отскочившего камня, не притрется о бордюр, выдержит большую нагрузку. Но, во-первых, она имеет большое внутреннее теплообразование, в жарком климате или помещении с высокой температурой она будет скорее изнашиваться. Во-вторых, диагональная шина предназначена скорее для передвижения по неровному дорожному покрытию.
Если предполагается, что погрузчик будет совершать большие переезды по хорошей шоссейной дороге или работать на мягких, рыхлых почвах, целесообразней использовать радиальные шины. Они несколько дороже (на 30-40%), зато имеют повышенное сцепление с грунтом и относительно невысокое теплообразование.